Сегодня поговорим о науке, которая изучает традиционную культуру.
Этномузыкология – наука, изучающая законы музыкального мышления отдельных народов, для поиска общих закономерностей и выявления этнической специфики. Так же этномузыкология тесно связана с гуманитарными науками такими как: этнография, этнология, акустика, музыковедение, языкознание, теория музыки, фольклористика, семиотика и философия.
Этномузыкология довольно молодая наука, которая складывалась с начала XIX в. Первое название – «сравнительное музыкознание» предложил австрийский музыковед, музыкальный критик и педагог Гвидо Адлер (1855 - 1941 гг.) в статье 1885 г. Он выделил новый научный метод, где предметом изучения стало музыкальное творчество разных народов мира. В 1983 г. музыковедом-фольклористом, доктором искусствоведения Изалием Иосифовичем Земцовским была написана статья «Этномузыкология – генетический путь», где главной мыслью было то, что без этнографиии невозможно понять суть этномузыкологии.
Её становление как научной дисциплины было тесно связано с изобретением фонографа в 1877 г., и последующим развитием звукозаписывающей техники. Официально термин был принят в 2003 г., добился этого выдающийся русский этномузыколог, заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов, кандидат искусствоведения, профессор Кафедры этномузыкологии Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Анатолий Михайлович Мехнецов (1936-2008 гг.).
«Одним из первых научных центров в России является музыкально- этнографическая комиссия, созданная в 1901 году при этнографическом отделе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Московского университета. Благодаря усилиям председателя (Н.А. Янчука) и членов Музыкально-этнографической комиссии (Е.Э. Линевой, А.Л. Маслова, А.В. Маркова, А.Д. Григорьева, Д.И. Аракчиева, И.С. Тезавровского, А.М. Листопадова и др.) была начата работа по записи на фонограф, расшифровке и публикации научно достоверных материалов, раскрывающих богатство и разнообразие песенной культуры не только русского, но и других народов России. Комиссией разрабатывались и издавались научные труды, опирающиеся на новые, полученные в экспедициях данные. Кроме того, Комиссия осуществляла концертно-просветительскую и общественно-образовательную деятельность (создание в 1906 году Народной консерватории, Музыкального училища под руководством А. Маслова).» Этномузыкология. Специальность 070112, научный редактор А.М. Мехнецов, Отвественный редактор И.С. Попова стр.7
Далее поговорим о книгах доктора искусствоведения, ученого секретаря Государственного института искусствознания Ольги Алексеевны Пашиной (https://sias.ru/institute/persons/3647.html ): «Народное музыкальное творчество» и «Народное музыкальное творчество. Хрестоматия».
Эти книги являются учебным пособием для средне-специальных и высших учебных заведений. Хочется посоветовать для прочтения любому, кто хочет углубиться в познание традиционной культуры. В первой книге есть и подробное описание традиционной картины мира, и календарно обрядового цикла, и инструментов, бытовавших на территории России. В книге «Народное музыкальное творчество» есть всё, что нужно знать. А во второй книге - хрестоматии - собрано огромнейшее количество очень качественных расшифровок традиционной музыки.
Это самые универсальные учебные пособия, в которых информация написана очень понятным языком, несмотря на научный стиль письма.
💾 Указанные книги в pdf-формате мы размещаем под этим постом. А по следующей ссылке вы найдёте подборку трудов О.А. Пашиной в электронном формате, опубликованную Центром русского фольклора ГРДНТ им. В.Д. Поленова к юбилею автора: https://vk.com/wall-1550533_19703
📷 Гвидо Адлер.
📷 Изалий Иосифович Земцовский.
📷 Анатолий Михайлович Мехнецов.
Материал подготовил автор рубрики #этномузыкология@teremomsk С.В. Парфёнов, методист отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области.